Исторический очерк о Зашиверском остроге.
В XVII веке шло активное освоение Крайнего Севера – отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались с Русского поморья и Урала на восток, «встреч солнцу», к Тихому океану. В 1639 году отряд служилых людей во главе с енисейским казаком Постником Ивановым прошел «сухим» путем с верховьев Яны на Собачью реку (так в те времена называли Индигирку). Примерно в 160 километрах ниже села Хону река Индигирка рассекает Момский хребет, а при выходе из ущелья делает мощную дугу в сторону крутого обрывистого левого берега. Здесь, на противоположном берегу, на удобной площадке, Иван Постник построил зимовье. Располагалось оно ниже каменных порогов – «шиверов». Отсюда и пошло название сначала острога, затем и города – Зашиверск.
Древний Зашиверск. Рисунок из книги А. П. Окладникова, З. В. Гоголева, Е. А. Ащепкова "Древний Зашиверск". |
Зашиверск был поставлен в самом центре "Юкагирской землицы". П.Иванов доносил: "А юкагирска-де, Государь, земля людна и Индигирская река рыбна. Будет-де, Государь, впредь на Индигирской реке и 100 человек служилых людей, и тем людям можно сытыми быть рыбою и зверьем без хлеба. Да у юкагирских же-де, Государь, людей серебро есть, а где они серебро емлют, того он, Постничко, не ведает". Зашиверский острог из года в год становился многолюднее. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона. Здесь служилые и "промышленные" люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия. Среди них были известные землепроходцы С.Дежнев, М.Стадухин, Д.3ырян и другие. Отсюда отправлялись они в далекие путешествия в "новые землицы".
Герб древнего Зашиверска. |
Для освоения новых земель Якутское воеводство организует местную администрацию. За казаками в эти отдалённые места шли приказчики, купцы, священники, сборщики ясака. Не всегда у вновь прибывших складывались отношения с коренным населением, издавно кочевавшим в этих краях. Часто чиновники при сборе ясака нарушали установленный порядок, допускали произвол, разоряли коренных жителей разными налогами и сборами. В ответ эвены и юкагиры отказывались от уплаты ясака, откочёвывали подальше, поднимали восстания и осаждали Зашиверск. Известны случаи осады острога ламутами и юкагирами в 1668 и 1679 годах. К этому времени, по-видимому, относится строительство деревянной крепостной стены, что ещё больше подняло значение Зашиверска как единственного укреплённого пункта на Индигирке.
План-реконструкция Зашиверского острога. |
В 1700 году под руководством мещанина Андрея Хабарова здесь была сооружена Спасская церковь - удивительное творение деревянного зодчества, до сих пор поражающее своим совершенством - которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада писали, чтобы новому священнику "...в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего". Этот наказ был выполнен молодым человеком: А.Слепцов служил здесь до конца жизни, умер в Зашиверске в 1783 году, будучи 74-летним старцем. Дело отца продолжил его сын Михаил, о котором писал в 1820 году Ф.Врангель, попавший в Зашиверск проездом из Якутска на Колыму: "Здесь живёт 87-летний священник Михаил... Бодрость его нисколько не уменьшается с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом с лишком по 2000 вёрст свой приход... Ходит охотиться за дикими баранами и ловит силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему необычному огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевают капуста, редька, репа". Встреча в этом поселении с М.Слепцовым оставила приятное чувство и в памяти Ф.Матюшкина, писавшего позднее, что "он заставил меня провести время с удовольствием в Зашиверске. И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании". Местные жители - юкагиры, якуты, ламуты, тунгусы, - по словам Матюшкина, любили священника, почитали его. Об энергичной миссионерской деятельности М.Слепцова говорил и Врангель, подчёркивая особо, что Михаил был "вообще известен всей Сибири".
Спасская церковь в 30-е годы XX-го века. |
Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также "огненную воду". Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благославляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей - соболей, лисиц, белок, колонков, а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города.
С конца ХVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Постепенно Зашиверск оказался в стороне от Яно-Индигирско-Колымского тракта и стал хиреть. Горожане, лишённые медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. Уехали казаки. В городе остались лишь священник да несколько семей мещан и "инородцев". В общей сложности, это поселение просуществовало более двухсот лет, пока в середине XIX века не произошло событие, ставшее началом конца славной истории Зашиверска. Здесь началась эпидемия черной оспы, впоследствии почти полностью уничтожившая население города. Оставшиеся в живых срочно уезжали в другие города и улусы Якутии...
Согласно легенде, однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, привезенный купцами, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в неё этот сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в прорубь самого шамана, чем тот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности. А назавтра в город вошла страшная гостья - чёрная оспа. Вымерли все зашиверцы, уцелела только одна маленькая девочка.
...Прошли годы, десятилетия. Здания, составлявшие некогда процветающий город, постепенно ветшали, гнили, превращаясь в бугры, заросшие бурьяном, сливаясь с окружающим ландшафтом. Но на этом печальном фоне смерти и запустения как символ вечности и красоты, как вызов времени, как память о былом история и природа сохранили для потомков удивительное по красоте и чистоте первозданности прекрасное произведение древнерусского деревянного зодчества - Спасо-Зашиверскую православную церковь, с которой были связаны расцвет Зашиверска, самые насыщенные страницы его немногословной, но по-своему яркой летописи.
Реконструкция Зашиверского острога в поселке Соттинцы, музей "Дружба". |
Экспедиция 1969 года, организованная академиком А.П.Окладниковым, вновь открыла миру Спасо-Зашиверскую церковь. В 1971 году, под руководством академика А.П.Деревянко, руководителя второй экспедиции, церковь была разобрана, перевезена в Новосибирск, отреставрирована и установлена в музее под открытым небом Новосибирского Академгородка.
Панорама поселка Соттинцы на берегу реки Лена. |
Спасская церковь в поселке Соттинцы, музей "Дружба". |
Спасская церковь в музее Новосибирского Академгородка. |
В конце 1980-х годов по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллоона (Д.К.Сивцева) в 50 километрах севернее Якутска, на террасе правого берега Лены около села Соттинцы, был создан архитектурно-этнографический музей-заповедник "Дружба", в котором была построена точная копия Спасской церкви по чертежам и обмерам доктора архитектуры А.В.Ополовникова.
Исторический очерк по материалам А.Захаровой, заведующей отделом информации и публикаций Национального архива Саха.
Статья "Исчезнувший город", газета "Якутия"